Школа бизнеса
с мировым именем!
Здесь учатся бизнесу уже 20 лет!
Есть вопросы? Позвоните!
+7 495 649-88-50
Присоединяйтесь! Нас уже:
Вступить в Клуб
Категории

Как рынок решает экономические проблемы

Добавлено: 19.02.2016 | 21:32 Просмотров: 10163 Комментариев: 0
Чтобы мы не изучали, чтобы мы не читали, чем бы не интересовались при изучении экономической теории, необходимо всегда помнить о самом важном и главном - помнить, даже знать наизусть и глубоко понимать базовые принципы экономики. Без их понимания и осознания по большому счету нет смысла во всех остальных темах. Точнее смысл есть, но он будет не полным при изучении экономики. Да и о каком понимании может идти речь, если нет ясности и понимания в сути. Вот этой статье мы и займемся самой сутью, по важности с которой не сравнится ни один принцип экономической теории.



Именно поэтому мы сегодня снова затронем архиважную часть экономической теории – рынок, рыночное равновесие. Если мы будем понимать их так, что, разбудив нас в два часа ночи и задав вопрос о базовых и фундаментальных принципах мы ответим точно и ясно, то остальные знания экономической теории лягут гармонично и усилят наше понимание всея экономики.

Основополагающим базовым понятием всей экономической теории является рынок и его функционирование. Без рынка и механизма его работы не то чтобы не будет экономики, не будет даже самой жизни. Все, что мы знаем сегодня и все что есть вокруг нас просто рухнет и перестанет существовать. Без рынка и его слаженной работы, да Бог с ним, пусть без рынка и даже его корявой работы не имеет смысла ничего из всего материального добра, что мы имеем сегодня. Ни смартфоны iPhone, ни компьютеры Dell, ни автомобили Mercedec, Mazda, ни кроссовки Reebok, ни поисковики Google, Yandex и многое другое, а точнее почти все не было бы произведено! Да, да друзья, без рынка и его стремления к рыночному равновесию не создался бы ни один из этих и многих других продуктов. Нет рынка – нет производства! Без вариантов. Аргумент, что не было почти ничего, что есть сегодня достаточен, чтобы осознать всю важность базового принципа экономики – рынка. И вот теперь мы с Вами разберем как рынок и его развитие создают условия для производства такого огромного количества материальных благ. И почему создаются именно те блага, что нам нужны и не создаются те, что мы не хотим иметь. 

Рынок по сути решает огромное количество экономических проблем, но есть три из них, решение которых для рынка является главным. Точнее главным это является для нас, ведь именно мы люди и есть главные участники рынка и его структуры, которые получают результаты от своей деятельности. 

Что такое рынок мы рассматривали с вами в прошлых статьях. Если есть необходимость, то вы можете легко найти их в экономической колонке. Если коротко, то рынок – это место где встречаются производители товаров и их покупатели. И если покупателей устраивает цена на товар, то они его покупают, и если производителей устраивает цена, то они производят этот товар или услугу. Все довольны и счастливы. Почти все. Это состояние рынка называется – рыночное равновесие. А цена, которая устроила и продавцов, и покупателей называется равновесной ценой. Факторов, влияющих на покупателей и продавцов много, но самым главным и базовым остается – цена. Цена и только цена лежит в основе того как работает рынок. Это своего рода сигнал для производителей производить или нет, и сигнал для продавцов покупать или нет. Достаточно вспомнить свои походы в магазин, и вы сразу поймете, что первое что вас интересует это цена. 

Мы только что с вами установили, как цены помогают устанавливать равновесие между производителями и покупателями на отдельно взятых рынка. Но как известно рынков много: рынок автомобилей, рынок персональных компьютеров, рынок продуктов питания, рынок сельскохозяйственной продукции и т.д. Одновременная работа этих рынков устанавливает общее равновесие цен и объемов производства. 
А теперь к самому важному. В результате взаимодействия продавцов и покупателей на различных рынках рыночная экономика одновременно решает те самые три проблемы: что производить, как производить и для кого производить. 

Первое. Что производить, т.е. какие товары и услуги будут производиться, решают потребители. Выражая свое мнение. А мнение выражается голосованием. Стоп, скажите вы! Какое голосование? Мы нигде не голосовали по поводу цен. Абсолютно верно! Голосование в том виде как мы его знаем нет, не было и не будет. Мнение потребителей, по поводу того или иного товара или услуги выражается голосованием рублем. И заметим сразу – происходит это не раз в два или четыре года как на выборах, а ежедневно -  в процессе принятия решения о покупках. Каждый раз, когда вы вносите деньги в кассу вы выражаете свое мнение о товаре или услуге. Если товар вас устраивает по цене, то вы его приобретаете то же самое и с другим покупателями. И если общий уровень голосования растет, то мнение о товаре соответственно высокое. Так как производители стремятся получить максимальную прибыль, то наша покупка является для них сигналом, говорящим как, идет товар на рынках. Если голосование идет активно, то производитель получает сигнал повысить объем производства товаров, повысив его он получает большую прибыль. Ни одна компания не хочет работать там, где их прибыль уменьшается, а вот где товары пользуются большим спросом, что обеспечивает их большими прибылями, их прямо притягивает.  

Второе. Как производить товары, т.е. какие технологии применять, какое сочетание ресурсов помогает решить конкуренция между разными производителями. Чем выше конкуренция, тем больше товара на рынке, чем его больше, тем ниже его цена (по закону спроса и предложения). Конкурируя производители пытаются снизить цену на товар. Но снизить цену на товар невозможно ниже чем его себестоимость, но по себестоимости продавать его никто не будет. Ну кто будет работать в ноль. Никто. В таких условиях задача номер один снизить себестоимость товара, чтобы иметь возможно сделать наценку, но ниже той, что есть на рынке. Если это удается, то при том качестве что есть у товара, спрос на него растет. Конкуренция помогает изменять технологии и применение ресурсов чтобы минимизировать затраты на производство. Но иногда приходится применять кардинальные изменения в технологиях. Как когда-то на смену лошадям пришли паровые двигатели, авиаперевозки сменили железнодорожные на дальние расстояния, так как авиаперевозка на дальние расстояние оказалось выгодней, чем железнодорожная, а компьютерные технологии заменили пишущие машинки, счеты, бумагу и даже многих людей, которые выполняли работу вместо компьютеров. Вот так конкуренция привела к созданию компьютеров, смартфонов, а сейчас активно развивается производство электромобилей и т.д.и т.п.

Третье. И последняя проблема, которую решает рынок – для кого производятся блага, т.е. кто и сколько потребляет. Здесь очень многое зависит от соотношения предложения и спроса на рыках факторов производства. Факторы производства – это ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг. На этом рынке устанавливаются ставки заработной платы, величина стоимости аренды земли, уровень процентных ставок и прибыли. Эти цены называются ценами факторами производства. Давайте прояснять. Возьмем одного и того же человека, он может получать зарплату на работе, дивиденды по акциям, проценты по своему депозиту в банке и арендную плату за квартиру или участок. Если мы сложим все эти факторы, мы можем легко подсчитать индивидуальный рыночный доход. Доходы жителей страны определяются количеством факторов производства – человеко-часов, квадратные метры недвижимости или земли, суммой вклада и т.д.

Распределение доход среди жителей страны как известно неравномерное. Это очень важно! Доходы отражают то, где люди проживают и как прибыли от факторов производства могут зависеть от места проживания. Доходы – это нечто большее, чем просто вознаграждение за труд. И за один и тот же труд в разных регионах страны, или мира можно получать различное вознаграждение. Людей с низкими доходами часто любят изображать как беспросветных лентяев, но на само деле правда в том, что низкие доходы людей, это результат недостаточного образования, проживание в местах с высоким уровнем безработицы и низкими заработными платами. Кроме собственного трудолюбия место имеет значение. Не стоит смеяться над безработными и ругать их за ситуацию, в которой они оказались, может случиться и так, что рыночные механизмы приведут к тому, что и мы окажемся на их месте. И ругать себя тоже не имеет смысла если рыночные механизмы привели к падению спроса и падению производства, что увеличило уровень безработицы.  Производители будут стараться доставить свои товары на те рынки, где цены на факторы производства выше, что выражается в больших доходах людей, а значит их покупательская способность выше, это в свою очередь дает возможность получать большую прибыль компаниям. 

Подведём итог нашему путешествию в мир рынка, решающего важные экономически проблемы.

Голосование рублем решает проблему – что производить, конкуренция помогает решить вопрос –как производить, а спрос и предложение на факторы производства вкупе с образовавшейся ценой помогают в вопросе - для кого производить.

Вот так рынок с легкой руки (или не легкой) помогает в решении базовых основополагающих проблем экономики. И чем совершенней рынок, тем качественней и лучше решаются данные вопросы.

Изучайте экономику. Будьте на шаг впереди! 

Джалялов Ремзи, специально для Клуба миллионеров Golden MSN Club

Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями:

Представляем Вам новые книги Школы бизнеса RONUM.RU и Клуба миллионеров Golden MSN Club:

Книга "Магнат: путь к финансовой свободе" (автор: Александр Гольденберг)
Книга "Магнат: путь к финансовой свободе" (автор: Александр Гольденберг)

Бестселлер "Магнат: путь к финансовой свободе" - новый шедевр от Александра Гольденберга, известного бизнесмена, автора популярных книг о бизнесе, достижении успеха и развитии личности.

Цифровая запись бизнес-семинара «КОММЕРСАНТЪ»
Цифровая запись бизнес-семинара «КОММЕРСАНТЪ»

Современный бизнес нуждается в грамотном управлении, планировании, развитии и команде. Время ларьков и контор, типа «шараж-монтаж», прошло. Масса опытных предпринимателей вышли на рынок.

Современный бизнес значительно интересней, но и сложней, чем было еще пять лет назад.
Одно интернет-продвижение делится на несколько направлений. То же в финансах организации, формировании команды, работы с поставщиками и т.д.
Книга "БИЗНЕС–СОВЕТНИК 2"
Книга "БИЗНЕС–СОВЕТНИК 2"

"БИЗНЕС-СОВЕТНИК 2" - это сборник рекомендаций для начинающих и действующих бизнесменов. Книга является продолжением бестселлера «БИЗНЕС–СОВЕТНИК».

:   500.00 руб

:   990.00 руб

:   300.00 руб

Купить  В корзину Купить  В корзину Купить  В корзину

Все книги Школы бизнеса RONUM.RU и Клуба миллионеров Golden MSN Club